Три техники медитации: основные методы

Начну с небольшого пояснения того, что медитацией не является. Устраиваться в благостной атмосфере, настраиваться на позитивный лад, слушать нью-эйдж, жечь благовония, раскуривать кальян, динамически прыгать и орать в полутрансе, мысленно привлекать деньги и половых партнеров – все это, что угодно, но не медитация.

Конечно, существует множество техник, и почти все они в чистом виде сводятся к созерцанию. Внешняя атрибутика при этом – глубоко вторична.

ТРИ ТЕХНИКИ МЕДИТАЦИИ

Однонаправленная медитация – психический бур

Это – классическая техника медитации, призванная сделать внимание неподвижно сфокусированным. Для этой цели используется любое явление, которое можно видеть, слышать, или осязать: точка на стене, кончик носа, горящая свеча, звуки внутренние и внешние, мантры.

Если повседневное, скачущее от мысли к мысли, рассеянное восприятие, сосредоточенно сфокусировать в едином русле, возникает тот самый эффект, когда количество переходит в качество – внимание претерпевает своеобразный квантовый скачок, воспламеняясь в яркой вспышке, а человек чувствует себя так, словно очнулся, пробудившись то транса своей повседневности.

Медитацию при этом можно уподобить лазерному лучу, который иногда плавно, иногда рывками прожигает брешь в «граните» бессознательного. Восприятие преодолевает привычные барьеры – сознание расширяется.

От созерцательной однонаправленной медитации, как это говорят среди практиков, – «колбасит», «чистится карма», «выходят стрессы». За всем этим стоит нечто вроде вскрытия психических глубин – вчерашней территории бессознательного, откуда начинает хаотично вываливаться некогда подавленная информация – как правило, не самые приятные переживания.

Если практика не прекращается, то длиться «расколбас» может долгие годы без всяких гарантий завершения. И это – одна из главных проблем, с которыми после медитации сталкиваются – иногда постоянная, иногда нежданная ломка, которая может застать в любых условиях.

Представьте человека, который жил без особых трудностей, но решил, что не помешало бы ему подразвиться – и заказал себе череду учебных проблем. А дальше – хочешь-не хочешь, умеешь-не умеешь, как-то с ними справляться приходится.

Такие техники используют упорные практики, например, нацеливаясь на духовное просветление. Однонаправленная медитация органичней вписывается не в городскую жизнь, а в затворническую, как у буддийских монахов под присмотром и руководством опытного наставника.

Медитация растворения – отбеливатель сознания

Медитацией растворения называю практику, потому что в отличие от классических техник, она не столько провоцирует прорывы восприятия в психические глубины, сколько работает на устранение актуальных завалов. То бишь практика не приводит к неожиданной ломке, которую приходится просто терпеть, пока не отпустит, а скорей напротив – позволяет от нее избавиться – включает проработку тяжелых переживаний напрямую во время выполнения.

Поэтому в роли объекта медитации на этот раз выступают конкретно переживания – например, любая негативная эмоция. Внимание при этом не сковывают жесткой однонаправленной неподвижностью, иначе его сфокусированный луч будет снова буравить психические барьеры, приводя к нежданным «выбросам» из бессознательного.

То есть в медитации растворения внимание не фокусируется в точке, а мягко пронизывает наблюдаемое переживание – как бы вкушает его в любой доступной восприятию форме. Временное отвлечение на мысли при этом не возбраняется.

Возвращаясь к вышеупомянутой аналогии человека, решившего подразвиться, в этом случае он не заказывает себе неизвестных проблем, а принимается к решению актуальных.

К этому типу практик я приписываю йога-нидру – технику расслабления, и одну из техник медитации випассаны, где внимание скользит по возникающим телесным и чувственным ощущениям.

Сюда же отношу самоисследование Раманы Махарши. Исследовать при помощи этой техники необходимо собственное «я». Эта техника медитации – утонченная и требует огромной чуткости. Иначе невозможно ухватить вниманием ту «священную» субстанцию, которая составляет самую сердцевину личности – собственное «я».

Медитативное самоисследование относительно безболезненно растворяет одну из главных внутренних «проблем» – образы себя, которые в быту охраняются страхом.

За себя могу сказать, что практика с годами действительно успокаивает и в хорошем смысле опустошает голову. Чувство «я» становится настолько неуловимым, словно его и вовсе нет. Конечно, это – еще никакое не просветление, а лишь определенная стадия опрощения собственного нутра.

Под просветлением я понимаю такое состояние, когда ум уходит из фокуса вовсе, полностью исчезает чувство выбора со всеми сомнениями – и воспринимаешь себя как бытие, в котором все случается спонтанно. Это состояние мне знакомо на практике. Но контролировать его не получается, и обыденное восприятие у меня лично доминирует.

По началу такие переживания переворачивают все. Помню, что когда-то жизнь не казалась мне удивительной, а была нормальной и понятной. Сейчас это состояние обычности происходящего вспоминаю уже с трудом. Вероятно, выгорел один из слоев, где на жизнь проецировалась серьезность.

Мне, как всем, присущи любые эмоции. Они могут временно захватывать. Исчезли не корни эмоций, а большая часть поводов для их возникновения, каждый год что-то отслаивается. По моим наблюдениям, когда человек в принципе планомерно работает над собой, то негативные эмоции не столько становятся тише, теряя в интенсивности, сколько сокращаются во времени, иногда исчезая полностью из привычно заезженных плоскостей. Сад не опутан сорняками, но они во всей красе периодически встречаются.

Безобъектная медитация – сопротивление бесполезно

Самая утонченная практика. На нее делают упор и обучает ей мастера Дзогчен – одной из школ тибетского буддизма. И она же является основной у мастеров Адвайта-веданты – индийской философской системы.

Интересно, что здесь исконные восточные учения резонируют с современной западной психологией, как бы предлагая в один голос уже перестать себя переделывать и с самим собою смириться. Принятие происходящего – это, вообще, универсальный принцип душевного благополучия. Упоминая его, всякий раз прошу не путать с пассивностью и безответственностью.

Иногда мастера говорят о том, что эта практика не является медитацией, – вроде как, не надо медитировать, чтобы стать собой. Иногда говорят о том, что она и есть истинная медитация, а все прочие – лишь приготовления к ней.

Можно сказать, что безобъектная медитация – это, когда сознание осознает само себя. Знаменитое изречение из индийских Упанишад «ты есть то» указывает именно на этот тонкий маневр.

Технику описывают так, словно к ней невозможно подойти при помощи стараний; она, напротив, срабатывает сама по себе, когда практик, как бы сдаваясь, отказывается от усилий, и позволяет себе пребывать в так называемом естественном состоянии.

Для этого естественное состояние сначала описывают теоретически до тех самых пор, пока зритель, наконец, не допрет, что все это время речь шла о нем самом.

В этом ракурсе в настоящем каждый объект – это бытие. Различение объектов – это бытие. Это бытие просто есть прямо сейчас.

Для осуществления практики не нужно ничего делать, менять, достигать, не требуется ничего помимо прямого осознания, что ты уже есть здесь и сейчас, ты уже – само существование.

Если просветлеть после этих слов не получилось, не отчаивайтесь. Отчаяние можно проработать медитацией растворения, или, например, в общении с психологом.

© Игорь Саторин

Добавить комментарий