Замок не средневековый. Да и не замок, а странная фабрика-крепость. И не фабрика, а музей уникальных икон. И не только музей, но и этнопарк, гостиница … Словом, расскажем все по порядку, правда, в трех разных временах.
Для нас все началось с поездки полной удивительно светлых и возвышенных чувств. Сначала небо затянули свинцовые тучи, которые делали серыми даже яркие октябрьские краски, моросил холодный дождь … А на подъезде к древнему Радомышль, недалеко от Житомирской трассы в 90 километрах от Киева, в тяжелых сизых петлях появились голубые просветы. И «замок» мы уже увидели во всей красе — на фоне зеркальных водных плесов, в огненных зарослях из волосатых камышей, осоки и ив. В самом замке и парке было то же ощущение света и Божего внимания, которое переполняет тебя во время посещения Софии Киевской или Певческого поля. И иконы, которыми увешаны все до стены «крепости», смотрели требовательно, но умиротворенно и по-доброму …
Для города Радомышль и его жителей все началось в 2007 году, когда Ольга Богомолец искала достойное место для своей невероятной коллекции украинских домашних икон — это более 5000 произведений искусства. Наконец она выкупила заброшенную старинную мельницу в Радомышле, при слиянии рек Мика и Тетерев. Тогда это место было не слишком живописное — руины мельницы стояли прямо посреди свалки. Прежде чем восстанавливать здание, пришлось вывезти 60 тонн хлама.
Когда начинали реконструкцию, вдруг обнаружили, что у бывшей мельницы почему-то вместо окон — бойницы. Начали «копать глубже» и выяснили, что мельница, построенная в начале ХХ века на фундаменте значительно более древнего и интересного сооружения — паперти Киево-Печерской лавры. Эта мануфактура имела защиту от врагов и была древнейшей в Центральной и Восточной Украине.
Конечно, такой исторический факт не стал открытием меценатки и местных строителей. Просто в современном Радомышле все забыли об уникальности сооружения этого исторического «слоистого пирога». Хотя о славном прошлом настойчиво напоминало название современного городского района — Папирня. (папир с Украинского языка – бумага).
Точная дата основания фабрики-крепости точно не известна. Ясно лишь, что типография в Киево-Печерской лавре появилась не позже 1606 года, а именно для нее Радомысльская мануфактура производила бумагу. По словам из проповеди украинского писателя и церковного деятеля Захария Копыстенского, бумажная фабрика основана средствами немалыми на удивление этого края как вещь небывалая. В те времена в Украине действовали только две типографии — во Львове и Остроге. Эту западную монополию нарушил лаврский архимандрит Елисей Плетенецкий, основав конкурентное предприятие здесь, неподалеку от Киева. Древнейшее лаврское издание, которое дошло до наших дней, — «Часослов» 1616-го, был напечатан на темноватых, но прочных и долговечных листах с Радомысля.
Не известно и то, сколько просуществовала в замке Радомысль мануфактура. Очевидно, она действовала еще в XVIII веке, ибо только тогда в лавре появилось другое производство бумаги. Сооружение было повреждено во время казацко-крестьянских восстаний.
Пусть там, но здесь не меньше двухсот лет производили бумагу, потом плотами сплавляли в Киев по Мици, Тетереву и Днепру. И бумажная фабрика была не просто предприятием, а скорее даже укреплением. Учитывая тогдашнее значение книг, ее можно считать центром религиозного и просветительского подъема в Украине. В Радомысле бывали и наделенные даром «писательства» митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Иов Борецкий, и его преемник, великий просветитель Петр Могила. Последний, во время соревнования за престол метропалита, похоже, имел здесь свою резиденцию. Сохранилось около 80 писем, написанных Могилой в Замке Радомысль.
Удивительно, как порой история возвращается на круги своя — лаврская папирня сейчас теперь снова просвещает украинский язык, а Радомышльская мельница мелет «наше зерно» …
На нашу мельницу льет воду семья Богомольцев. В Радомышле она завершила свое благородное дело. Замысел плавно изменялся: началось с имения, продолжилось мельницей, музеем и бумажной фабрикой, а увенчалась целым этнопарком.
Собственно, Ольга собрала журналистов и представителей турбизнеса в Радомышле не только чтобы презентовать свое детище, но и объявить о … передаче его в другие руки. «Хочу, чтобы« Замок Радомысль »жил и действовал самостоятельно, без моей помощи, чтобы в нем всегда были люди, чтобы они могли раскрыть свою собственную душу», — сказала мать-покровительница проекта. Теперь комплексом руководит специальная компания, активно приглашающая туристов.
Говоря о современном историко-культурном комплексе «Замок Радомысль», никак не обойти слов об исключительности. Скажем, в дополнение к «бумажному» первенству — крепость-фабрика-мельница-музей оказалась единственной в Украине сооружением в своем роде, не имеющая фундамента. Она стоит прямо на подземном гранитном массиве не менее километровой глубины. Или такой факт: сооружение имеет камерный концертный зал, один из лучших по своим акустическим свойствам в Европе (это чувствовалось во время праздничного концерта на октябрьской презентации «Замка Радомысль»). И этот зал — единственный в мире из концертных помещений, известных хозяевам, — имеет живой источник! Когда-то оно служило работникам папирни на случай осады, а теперь поит животворной водой веры и искусства гостей «замка».