Дворец Джули Росселмини Гуаланди (Palazzo Giuli Rosselmini Gualandi) не самый старый, не самый большой, но уж точно самый заметный в Пизе. А всё благодаря необычной для этого города окраске – однажды стены здания были покрыты синей штукатуркой, и длинное историческое название сменилось коротким Palazzo Blu.
Ещё пару десятилетий назад дворец пребывал в упадке, особенно сильно пострадали деревянные и некоторые кирпичные элементы. Он был восстановлен в рамках масштабного проекта по развитию пизанской туристической сети музеев, расположенных в бывших дворцах на набережной реки Арно. Когда-то эта водная «трасса», пересекающая город с востока на запад, была залогом торгового и военно-морского успеха Пизанской республики, а сегодня стала исторической и культурной артерией.
Историки и археологи обнаружили на месте Palazzo Blu следы постройки VIII века. Возможно, здесь находилась церковь, принимавшая прихожан близлежащих селений. К тому же в непосредственной близости отсюда проходила древняя дорога Эмилия-Скаури. Сам же дворец появился в последние годы XI века, а через 60 лет вошёл в состав муниципалитета, став одним из домов-башен, обозначивших богатство и могущество Пизанской республики.
В середине XIV века разрешение на строительство в этом районе получил первый и единственный дож Пизы Джованни Аньелло, который специализировался на характерной для того времени технике создания арочных структур: во внутренней части здания устанавливались каменные колонны, соединявшиеся кирпичными арками, сдвоенные арки служили и оконными проёмами. В подобном стиле были оформлены также «соседи» Palazzo Blu — дворцы Гамбакорти и Аллиата.
Конец XIV века ознаменовался переходом города под флорентийское господство и некоторым общим упадком. Palazzo Blu был превращён в штаб-квартиру для руководителей городской стражи. Прошло много лет, прежде чем Карл VIII смог освободить пизанцев из-под владычества Флоренции. Этому событию предшествовала массовая просьба о свободе от лица знатных женщин Пизы, которую они высказали французскому королю во время бала в Palazzo Blu. К сожалению, независимость города продержалась лишь 14 лет, и в этот раз флорентийцы постарались стереть с лица Пизы все напоминания о славном республиканском прошлом…
Конец XVI века ознаменовался не только воцарением Ренессанса, но и возвращением в Пизу Медичи, которые оказались вновь заинтересованы этим городом. Комплекс зданий, в который входит и Синий дворец, перешёл во владение семей Санкашано и Теста. Эмилио Дель Теста радикально изменил внутреннее устройство дворца, убрав колонны и другие «излишества» и организовав его в сдержанном стиле позднего Возрождения. Обновлённый фасад он украсил каменными вставками. В таком виде Palazzo Blu был продан Чезаре Студиати, директору Имперского Греко-Русского колледжа. Именно этот период характеризовался активным сотрудничеством Италии и России в культурном плане: итальянцы проектировали и украшали дворцы в Санкт-Петербурге и в подобном стиле решено было оформить пизанский дворец Джули, получивший воздушную лазурную окраску, как и многие петербургские здания.
Культурная и социальная жизнь в обновлённом Palazzo Blu вошла в период расцвета. В 1774 году здесь гостила княжна Елизавета Тараканова, не знавшая ни одного русского слова, но утверждавшая, что она дочь Алексея Разумовского и императрицы Елизаветы I. Самозванная принцесса подозревалась в заговоре против императрицы Екатерины II и принимала во дворце адмирала Алексея Орлова, которому удалось заманить её на корабль Русского флота, базировавшегося в Ливорно, а после перевезти в Россию. В 1781 году Palazzo Blu принимал Екатерину Дашкову — директора Императорской Российской академии и сподвижницу Екатерины II. Позже в своих мемуарах она описала и город, и дворец, и даже игру в бридж.
В 1788 году Синий дворец продаётся семье Агостини, которые добавляют его в свою «коллекцию», где уже находятся Красный (Гусарский) и Белый (Тилли) дворцы. В XIX веке здание перешло во владение династии Браччи-Камбини и приобрело несколько значимых элементов: великолепные двери в главный зал, выполненные мастером Антонио Никколини в стиле гротеск, и венчающий их фамильный герб.
В 1861 году дворец приобрёл граф Доменико ди Фердинандо Джули за 50 тысяч лир. При нём здание претерпело реконструкцию, расширилось до нынешних размеров за счёт части аллеи, прилегающей к соседнему дворцу Казароза. Также было добавлено новое крыло, сделавшее старинный фасад симметричным. XIX век стал для Palazzo Blu периодом великолепия. Все помещения отремонтировали и богато украсили под руководством художника Николо Торричини.
Palazzo Blu был местом жительства графской фамилии Джули вплоть до 2001 года и к этому времени успел получить значительные повреждения, нанесённые бомбардировками Второй мировой войны. В таком виде дворец перешёл к культурной организации Fondazione Cassa di Risparmio di Pisa, которая решила перенести сюда свою штаб-квартиру. В ходе реконструкции затронутая площадь помещений составила 800 кв. метров (20 комнат), были установлены четыре лифта и две новые лестницы, полностью переделана крыша. После основательного ремонта здание получило статус центра культуры и искусства и название «BLU — центр искусств и культуры».
На первом этаже музея расположена основная экспозиция шедевров, находящихся во владении фонда. Это полотна и скульптуры работы Чекко ди Пьетро, Таддео ди Бартоло, Беноццо Гоццоли, Винченцо Фоппы, Аурелио Ломи, Чиголи, Орацио Джентилески, Джованни Баттисты Темпести, Жана-Батиста Демаре, Джузеппе Беццуоли и Луиджи Джоли. Здесь же представлена большая коллекция творчества итальянских художников XX века: Умберто Витторини, Мино Рози, Ферруччо Пиццанелли и Фортунато Беллонци. Часть из них была куплена в 1950-1980 годах, но самые ценные картины получены от частных коллекционеров и самих художников.
Кроме живописи среди музейных экспонатов можно встретить монеты, гравюры, литографии. Сами залы оформлены в стиле XVIII века, того самого «русского века», от которого дворцу досталась яркая внешность, и обставлены антикварной мебелью, которая также входит в число экспонатов. Несколько комнат используются исключительно для временных выставок, одно из помещений оборудовано как конференц-зал.